Ризография, или как размножаются документы

Ризография, или как размножаются документы

Ризография – это печать на специальных печатных машинах – дупликаторах или ризографах.

Принцип ризографии – это что-то среднее между офсетом и трафаретной печатью. При ризографии используется промежуточный офсетный цилиндр, но краска на него поступает через отверстия сетки.

Главное преимущество:

оперативность и небольшая стоимость тиражей даже с малым количеством копий. Благодаря этому ризография популярна в офисах, учебных заведениях и на небольших предприятиях.

Недостаток:

как правило, ризографы не предназначены для получения цветных изображений высокого качества.
Подробнее о ризографии:
Для оперативной и недорогой печати существуют устройства, называемые цифровыми дупликаторами (ризографами). Эти устройства выпускаются фирмами Duplo и Riso. Если вы подготавливаете макеты для печати на ризографе, эта статья может оказаться для вас полезной.

Устройства оперативной печати, в принципе, можно разделить на две категории. Первая – это те, в которых изображение строится при каждом обороте формного вала. Типичным представителем этой категории является копир, в просторечии именуемый «ксерокс». Ко второй категории относятся устройства, в которых изображение на формном вале формируется один раз, а потом с этого изображения печатается весь тираж. К таким устройствам относится, например, цифровой дупликатор. Форма, с которой печатался тираж, повторному использованию не подлежит. В первом случае стоимость оттиска от тиража не зависит, а во втором при повышении тиража будет снижаться, так как стоимость формы «раскидывается» на весь тираж.

Речь пойдет как раз о представителе второй категории, цифровом дупликаторе, более известном как ризограф.

Цифровые дупликаторы производит две фирмы – RISO и Duplo. Аппараты производства RISO продаются под названием Risograph. Благодаря широкому распространению этой марки цифровые дупликаторый в нашей стране называют ризографами (так же как копиры – «ксероксами»). Duplo, насколько мне известно, подключилась к этому бизнесу сравнительно недавно, а до этого производила (и производит по сей день) устройства листоподборки, брошюровки, и т.п. В своих дупликаторах Duplo использует систему подачи бумаги, взятую из устройств листоподборки. Эта система совершенствовалась много лет, и считается одним из главных достоинств аппаратов Duplo. В целом же по характеристикам аппараты конкурирующих фирм очень похожи, и различия можно выявить только в процессе эксплуатации.

Далее в статье речь пойдет об аппарате Risograph FR 3950a. «Альфа» в названии означает, что аппарат снабжен встроенным интерфейсом для печати с компьютера. (Сегодня брать дупликатор без интерфейса не имеет смысла) К достоинствам этого аппарата стоит так же отнести планшетный (а не протяжной) сканер, позволяющий, например, «стыковать» оригиналы, копировать с нерасшитых книг и практически любой фигни весом до 10 килограммов. Для конторы, занимающейся «публичной» печатью и копированием, это может быть очень полезно.

Коротко об аппарате. Формат бумаги от 50*90 мм до 297*420 мм (А3). Печатное поле максимально 290*412 мм. Плотность бумаги от 46 г/м2 до 210 г/м2 (минимальная плотность бумаги, которую на нем пробовали, 80 г/м2, так что о «сорок шестой» бумаге ничего сказать не могу, а «двести десятая» и самоклейка лезет в него нормально). Разрешение сканера и печати 400 dpi. Можно использовать множество цветов, но их использование ограничивается тем, что для каждого нового цвета требуется новый барабан, а его стоимость зашкаливает за пару штук баксов. Весит 120 кг и занимает около квадратного метра площади.

Принцип работы

Принцип работы дупликатора достаточно прост. Сканируется оригинал (или принимаются данные с компьютера), формируется изображение, на барабан наматывается мастер-пленка, и термоголовка прожигает в ней отверстия, через которые краска продавливается на бумагу. Мастер-пленка состоит из двух слоев – нетканого нижнего и полимерной пленки сверху. Пленка непосредственно соприкасается с бумагой. После печати тиража (а точнее, при изготовлении нового «мастера») отработанная мастер-пленка сматывается с барабана в специальный лоток для отработанных мастеров.

Перед началом печати тиража бывает необходимо напечатать один-два «раскатных» оттиска, а при наличии плотных заливок большой площади – штук пять; это делается для того, чтобы краска равномерно раскаталась по мастер-пленке (эти раскатные экземпляры следует учитывать, если печать ведется на бумаге заказчика, чтобы не было недостачи).

Тиражстойкость мастера равна примерно 15 000 экземпляров (по паспорту – 18 000). После 15 тысяч мастер начинает разрушаться, и для продолжения печати нужно готовить новый. На цене оттиска при таких тиражах смена мастера не сказывается (снижение цены, как правило ограничивается 5 – 7 тысячами экземпляров, все, что более, стоит одинаково).

Особенность дупликатора — в отсутствии точной приводки за счет упрощенного (по сравнению с офсетной машиной) механизма подачи. Неприводка составляет, в зависимости от бумаги, до 1 мм.

Бумага

Наш ризограф (это относится к большинству дупликаторов, представленных в настоящий момент на рынке) «понимает» бумагу плотностью от 46 до 210 г/м2. В этот диапазон попадает так же и самоклеящаяся бумага типа Рафлатак. Диапазон вообще достаточно широкий, на таких бумагах печатается большинство полиграфической продукции.

Как показала практика, для ризографа утонченная диета в виде высококачественной суперкаландрированой бумаги Enso и Xerox подходит не очень хорошо. Четкость изображения на 90-граммовом «Ксероксе» выше, чем на 80-граммовой «Снегурочке», но в «Ксерокс» краска впитывается хуже, сохнет при этом дольше, и возникают всякие неприятные моменты типа смазывания и перетискивания. Печать на «Снегурочке» или «Гознак-КОПИ» идет без проблем. А вышеуказанная четкость становится заметна только при сравнении воспроизведения 4-пунктового шрифта. Таким образом, был сделан вывод, что на бумагах с покрытием и суперкаландрированных лучше не печатать. Оптимальным вариантом нам представляются бумаги без покрытия – российские 80-граммовые «Снегурочка» и «Гознак-КОПИ», в том числе цветной, и импортная «DataCopy» различных плотностей и цветов. (На «DataCopy» 210 г/м2 пробовали печатать нечто вроде корпоративных визиток, получилось вполне нормально.)
Изображение
Для выяснения возможностей ризографа была создана тестовая полоса, которая содержит:
1. Тест разрешения – линии от 70 до 200 мкм с шагом 10 мкм;
2. Растровые изображения (Garyscale) с разрешением 75, 100, 150, 200 и 300 dpi (взяты с PhotoCD);
3. Тест на воспроизводимость тонких линий – 0,076 мм (hairline по умолчанию в CorelDRAW) и от 0,1 мм до 0,4 мм с шагом 0,1 мм;
4. Плавный и ступенчатый градиент;
5. Воспроизводимость шрифтов – рубленых, с засечками и декоративных размером от 4 до 10 пунктов.
Для тонких линий и шрифтов представлена выворотка.

После печати тестовой полосы были сделаны следующие вводы:

Разрешающая способность аппарата примерно 120-130 lpi (не путать с dpi!). Оптимальное разрешение для растровых изображений в макете – 150-200 dpi, использование более высокого разрешения не приводит к повышению качества. Стабильно воспроизводятся тонкие линии от 0,1 мм 100% Black, от 0,2 мм 50% Black, вывороткой – от 0,2 мм. Количество передаваемых градаций серого примерно 128. Шрифты рубленые и с засечками нормально читаются при размере 4 пункта, декоративные (использовался шрифт «Декор») при размере 6 пунктов (5 и 4 пункта тоже можно разобрать, но приходится напрягать зрение).

Если вы регулярно готовите макеты под ризограф, рекомендуется создать эту таблицу и распечатать ее на вашем аппарате, или аппарате той фирмы, услугами которой вы пользуетесь. Эта таблица дает гораздо больше информации, чем стандартные паспортные сведения типа «разрешение 400 dpi». К тому же, на разный типах бумаги получаются различные по качеству оттиски, и имеет смысл «протестировать» бумагу, прежде чем готовить макет для печати на ней.

Резюме

Основная мысль такова: при работе с ризографом нужно учитывать особенности аппарата, «пробовать» бумагу; при подготовке макета нужно помнить об ограничениях разрешения печати, и подбирать, так сказать, «графические образы», при печати которых не возникнет проблем. Ризограф – устройство, в основном, однокрасочное, поэтому при разработке макета особое внимание нужно уделять тоновой коррекции изображений, а так же композиции и типографике. Однокрасочная печать имеет, как ни странно, и свои достоинства в отношении выразительности. Так же следует обратить внимание на выбор цвета бумаги.

Вообще-то, дупликатор (ризограф) большинство людей относит к низкокачественным устройствам печати. Но есть большое количество продукции, для которой качество ризографа является более чем достаточным. Это прайсы, каталоги, листовки, и т.п., и даже малотиражные газеты. К тому же, печатает не аппарат, а оператор, и качество печати во многом зависит от мастерства последнего, а так же от профессионализма того, кто готовит макеты.

Добавить комментарий